|
ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ СТАТЬИ Кулачная наука моего прадеда
Мой прадед, Третьяков Борис Яковлевич, 1886г.р., умер в 1983г. Родился и жил до 1979г. в селе Никишино Углегорского р-на Донецкой области (до 1920-х гг. это была станица Ольховатские Дворики Иловайского уезда Миусского округа Всевеликого Войска Донского). Станица делилась на нижнюю и верхнюю часть - в нижней жили "казаки", они были староверы поповского толка, крестились 2-мя перстами, была своя церковь. В верхней жили пришлые, "хохлы" как их называли - там были не только украинцы, но и русские; а "хохлы" потому, что крестились 3-мя перстами ("по-хохляцки", "щепотью" - "Хохол скупой - даже щепотью крестится, а волю б дали, то и кулаком бы крестился" - поговорка такая была в станице). В семье их было 7 детей, умерли пятеро. Дед (я его так называл) рос драчуном и забиякой. Полдетства провел на пасеке у своего деда, в "балке" - это довольно большой лес был километрах в 5-ти. Рассказывал, что у его деда было ружье еще кремневое - нужно было зарядить, забить пыж, поджечь фитиль. Стреляли с "россохи" - с треноги, с подставки. Охотились на "красных коз" - т.е на косуль, они рыжеватого цвета. Жаловался на диких кошек, которые "шкодили" и своими "шкодами" доставляли ему на пасеке неприятности. Кошек из-за этого дед не любил всю жизнь - до своих последних дней носил рогатку с собой и очень метко стрелял по "кошакам". Рогатки, кстати, он меня научил делать - там целая наука была: какую бинт-резину взять, сколько отмерить, какой размер рогули и т.д. Учил стрелять - навскидку, накатом и др. - даже научил уникальному способу быстро стрелять один за одним "окатышами", почти как дуплетом. В станицу же мой прадед бегал к девкам и чтобы подраться. Семья была бедная, почти "батраки", лишь после революции стали "середняками" и в колхоз пошли одни из первых, хотя активистами не были. Прадед, хотя и относился к казакам, в войско не был призван из-за того, что в 14 лет пошел подзаработать на шахту, попал под обвал и был травмирован (как сейчас помню - он череп свой подставит потрогать, а он и не круглый даже: то там вмятина, то там). В Миусском округе (ныне это восточная половина Донецкой области и вся Луганская область Украины) работа на шахте была единственным реальным заработком в то время. Дед работал на шахте помещика графа Иловайского - по-моему, донского казачьего полковника (может, и генерала), которому принадлежало чуть не треть всех земель и шахт в Миусском округе. Это только у Шолохова казаки всю жисть на конях гарцевали - и то только на коренном Дону. А в округах, приписанных к Войску, нищебродие еще то царило - хоть и казаками многие назывались. Так всю жизнь прадед и был шахтером - и еще 3 раза под обвалы попадал, но Бог миловал. В Гражданскую прадед повоевал однако - в красных партизанах. Рассказывал про китайцев (!), как они воюют. Я еще уточнил, правда ли это были китайцы, а не, скажем, казахи или киргизы. Дед утверждал однозначно, что китайцы, потому что воевали за красных. Чем они его поразили, так это своим способом воевать - конную атаку отбивали так: рассыпались цепью, садились по-турецки, высыпали перед собой кучу патронов и спокойненько так сидели и стреляли перед собой по конникам. Ходили с волосами, заплетенными в косы на голове, все свободное время играли в кости. Затем через месяц их куда-то забрали и больше они их не видели. В Великую Отечественую прадед опять партизанил, сперва в "балке" той самой, затем ушел с отрядом в Ворошиловградскую (ныне Луганскую) область, в леса к Северскому Донцу. В РККА его из-за травмы головы опять-таки не взяли. В своем селе Никишино (как переименовали в 20-х станицу) ночью вилами заколол у стога немца-полицая. В селе тогда стояли итальянцы и несколько немцев. Итальянцы поразили его тем, что на пилотках у них были перья. А немцы - что вели себя, как свиньи, за столом. Хотя они не зверствовали, а в 43-м они вообще ночью очень тихо и незаметно смылись при отступлении немецкой армии. По рассказам бабушки (т.е. дочери моего прадеда) прадед был большой драчун, ходил биться один против пятерых. И хотя часто тоже получал, за бесшабашность его побаивались сильно. В стенках ("лавах") всегда был в числе заводил - "головой стоял". Хотя комплекции, в общем-то, был - худощавый, жилистый, среднего роста. Однажды я пришел с подбитым глазом (был на каникулах у бабушки), прадед, который до самого последнего дня ходил сам (хоть и с палкой, а также купался и вообще ухаживал за собой самостоятельно и злился на помощь со стороны) подозвал, выспросил всё, и сказал: "Пойдем, онучек, я тебя драться подучу - только шоб Нюрка не видела!" Нюрка, т.е. Анна - это моя бабушка. И показал, как драться. Наука, в общем, не хитрая. Когда на тебя бросается противник, надо ударить его "выступком" (носком, мыском) ноги в "мотню" (пах). А когда он от удара нагнется, схватить за шиворот (вариант: "за патлы", "за космы" - за волосы), ударить коленом в лицом, и дальше протянуть вниз, чтоб лицом "взрыл землю". Или ударить по спине (показал - между лопаток) сложенными вместе руками. Если толкают, скажем, в левое плечо - крутнуться вокруг оси и хлопнуть в ухо ладонью (или кулаком справа в шею, скулу). Вообще ударить сбоку прадед называл "закутАть" - у него даже на рабфаке в 20-х кличка была "ЗакутАйте двери", т.е. "закройте-двери" (когда кто-то заходил в класс и не закрывал за собой дверь, прадед ругался и кричал ему "ЗакутАй двери!"). Удар сбоку и закрывать дверь назывались одним словом. От махового удара надо присесть и "тюкнуть" кулаком снизу. Или подхватить за ноги возле щиколоток и дернуть на себя-вверх. Самое интересное - это его стойка и как в ней он дерется. Левая рука выставлена вперед (когда почти прямая, а когда полусогнута в локте), корпус повернут слегка вправо. Правая рука полусжата в кулак и кулак находится ("играет") возле правого же плеча. Ногами кружишь вокруг противника, корпус слегка и раскачивается, и приседает - как маневрируешь вроде. Левая рука "на разведке" - она и противника на дистанции держит, отталкивает, когда нужно, или, наоборот, хватает и подтягивает к себе для удара, или сбивает ладонью руки противника, чтоб открыть его для своего удара. А правая рука действительно "играет" возле плеча и когда противник открылся, бьет по дуге через верх в "душу", в "пузо" - причем кулак напрягается только в последний момент, а до этого всё делается расслабленно. Прадед говорил, что надо представить, "будто гирькой бьешь" и удар этот называл "казацким". Он хорош для тех, у кого пузо отрощено - т.е. против мужиков зрелых, которые чрево отрастили себе. Удар страшный - забивает дыхалку моментом, внутри все обрывается. С одного удара можно действительно положить человека. Когда противник нагнулся, то если таким "казацким ударом" хлопнуть сверху в затылок - убьешь наверняка и сразу. Но удар этот надо вести. Обычно выглядело это так - чуток покружишьили потанцуешь возле противника, прикрываясь левой, а затем с наскока сбиваешь левой же его руки и открываешь его корпус для удара - вот и лупишь в солнечное сплетение сверху этим ударом. Если же "закладку" какую-нибудь зажать в кулаке - то вообще сразу каюк. Собственно махаться прадед не любил - один-два удара и всё. Если близко подошел, бил головой ("клевал"). Удар в голову вообще называл "пАмороки забить" - но в лицо бить не любил, т.к. "юшку" (кровь) не очень любил. Считалось, что это уже не драться, а не по-человечески как-то. Ножами по этой же причине и не дрались - да и зачем нож, если чуть не у каждого второго "в хате" (дома) шашка на стене? Вот в "лаве" иной раз расходились так, что выдергивали из забора "дрючки" (палки) и ими и бились. "Дрючком" не столько дрался, сколько "шырял" (колол) перед собой, как штыком. Показывал еще пощечину ("ляща дать") или как правильно бить подзатыльник ("в тылово"). Для этого надо ладошку сложить чашечкой. "Ляща" бил тоже по траектории сверху-вниз, но сбоку. Подзатыльником меня награждал неоднократно - летишь со всех ног, вылупив глаза и ничего не соображаешь. "Ляща" тоже относил к "казачьим" ударам, а подзатыльник - к "шуточным". К "казачьим" ударам относил и тычок - причем делал его из правосторонней позиции, кулак правой (передней) руки держал горизонтально. Резко напрыгивал на противника, наступая ему правой ногой на его стопу, чтоб он не смог удрать, и прям врезался поверх рук противника своим тычком ему в лицо. Я эту штуку до сих пор иногда использую - многих на нее поймал, удар страшный, травмирующий сразу, разбивающий губы и нос в кровь. Рассказывал, как по молодости собирались в "ватаги", пели, плясали, ходили хулиганить - то в трубу кошку кинут кому-нибудь, то ворота снимут и поменяют с другими воротами местами и т.п. Танцевали "шамиля" - "Ой, стоял Шамиль на горе и молился Богу, складАл руки на грудЯх, нагонял тревогу" - а затем "асса!", т.е. лезгинка. Или русские плясовые, или казачка, Танец "трепак", кстати, мне показывал - "трепак" от того, что "ногами сучишь, как будто они трепятся". Дрались чаще всего "хохлы" против "казаков", иногда с другими селами и станицами. Причем разница была в названиях - если живут казаки, то станица, а если хохлы - тогда село. Поэтому долго после революции не могли привыкнуть к слову "село" и что их к "хохлам" от донцев перекинули (т.е. упразднили Войско Донское и Миусский округ вошел в состав Украинской республики). До самой смерти прадед молился утром и вечером, с самого утра и вообще 3 раза в день ел борщ или суп и считал, что поэтому и живет долго. Любил почитать газеты и исторические книги, мы долго могли потом что-нибудь обсуждать и спорить - бабушка смеялась и говорила, что, мол, нашли друг друга старый и малый. Умер прадед осенью, на бабье лето - с утра встал, помылся сам в корыте, сменил исподнее на чистое, поел по своей привычке борщу. Потом полдня посидел во дворе, подумал. Затем пришел в летнюю кухню, помолился, лег и сказал бабушке: "Ну, дочка, прощай! Там и встретимся". Так и умер спокойно - никому хлопот не доставляя. Мискин Р.В.
|
|