Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации 
Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»



ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ

СТАТЬИ

КАЗАК-ДЕВИЦА

 (о В.Ф.Зайцевой)

 


1 мая 1863 года в Оренбург пришла депеша о неотлагательной командировке к западным границам России пяти казачьих полков. В июле полки вышли из Оренбурга, станицы Кизильской, Троицка и Челябинска. В одном из них находилась 16-летняя уроженка Спасского посёлка Варвара Зайцева. Она поступила на службу вместе со своими братьями.

С раннего детства Варвара вела мальчишеский, а потом казачий образ жизни, и внешне никак не походила на представительницу слабого пола. Она вместе с братьями выполняла трудную работу в хозяйстве наравне с мужчинами, даже одежду носила мужскую и не признавала кос. Родители привыкли к её привычкам подражать братьям. Поэтому когда она обратилась с просьбой о зачислении в полк, это не вызвало ни у кого удивления.

В архивах сохранилось заявление Варвары на имя полкового начальства: «1863 года, мая 31 дня, я, ниже подписавшаяся, Оренбургского казачьего войска, полка № 6 станицы Верхнеуральской, жительствующая в отряде Спасском, девица Варвара Фокина Зайцева дала сию подписку временно командующему Оренбургским казачьим полком № 6 сотнику Есуреву в том, что по случаю ныне комплектуемых в действующую армию 5 свободных Оренбургских казачьих полков я желаю поступить в действительную службу в полк № 2 казаком, в числе назначенных в оный полк двух моих братьев Ивана 1 и Ивана 2 Зайцевых, с коими и в рядах, в числе прочих казаков, по свойственной с малых лет привычке к верховой езде на лошадях, я надеюсь против неприятеля храбро защищать Государя и Отечество до последней капли крови, при этом отнюдь без боязни и робости. А также относить все служебные обязанности и начальству повиноваться бесприкословно: на какое предприятие я иду по собственному моему желанию с душевной ревностью и без препятствия со стороны родителей моих, которые дали мне хорошую фронтовую лошадь и в настоящее время имею все служебные вещи и как быть казаку – обмундирование с исправным оружием: кроме же пояснённого мною усердия в службе, других причин идти в армию я никаких не имею, любовной связи из казаков, идущих с моими указанными братьями в одном полку, я ни с кем не имела и на такое постыдное и беззаконное дело ни по какому случаю не решусь: надеюсь служить беспорочно и неизменно, и всеми силами моими буду стараться быть хорошим и исправным казаком и начальству повиноваться, в том и подписуюсь. К сей подписи вместо неграмотной девицы Варвары Зайцевой по личной её просьбе урядник Никита Т-ов руку приложил».

Оренбургские казаки, и в их числе Варвара Зайцева, провели в походе два с половиной года. По всему пути полка с верховий Урала и до Бесарабии, а оттуда в Польшу, необычное нахождение девицы в казачьем полку будоражило любопытство обывателей. Поэтому при вступлении полка в селение или город масса народа, узнавшая, что она находится при штаб-квартире, с утра и до поздней ночи толклась здесь, желая посмотреть на чудо-казачку. И когда к толпе, наскучившей шумом и гамом своим, по приказу командира полка ей приходилось выходить, все видели перед собой «коренастого, стройного казачонка в форменном пальто, в фуражке или папахе и ростом не более 2 ¼ аршина».

Службу Варя, так её называли в полку, несла наряду со строевыми казаками. Она участвовала в учениях и маршах, не пропускала ни одного разъезда, если участвовал в нём хоть один из братьев, и ни в чём не отставала от них.

Интересная встреча произошло у Зайцевой с командиром кубанского казачьего дивизиона подполковником Занкисовым. Заинтересовавшись, что в охранной команде есть казак-девица, он попросил урядника показать ему Зайцеву. Когда она перед ним явилась, то, сравнив со своими кубанцами, командир определил, что от неё ничего военного и требовать-то нельзя. Спросил только «умеет ли она стрелять» и предложил ей сбить засохшую ветку с дерева: «Если сумеешь это сделать, то назову тебя казаком». Зайцева взяла у брата карабин, раздался выстрел, и ветка, на которую указал Занкисов, упала к её ногам. Восторгам не было конца. В знак особого уважения к ней он тут же приказал вывести своего запасного коня и подарить ей.

Необыкновенную ловкость показала Варвара Зайцева на скачках, устроенных походным атаманом генерал-адъютантом Орловым для полков, находящихся под его командованием. Соревнование состоялось 18 октября 1864 года в Варшаве. К форменной фуражке и шароварам Зайцевой были прикреплены ленты и бант, придуманные для отличия от остальных казаков. Приз она уступила лишь казаку одного с ней полка. Была сделана фотография Зайцевой сразу после скачек, которая навсегда сохранила для нас образ отважной и выносливой девушки-казачки. Фотография была помещена в «Оренбургской газете».

В апреле 1865 года был получен приказ о возвращении оренбургских полков на родину. Вернувшись домой, Варвара Зайцева продолжала вести прежний мужской образ жизни, постоянно носила казачью форму. Умерла она от простуды в 1868 году.

Т. Степанова

ГоловнаяСсылкиКарта сайта


Работает на Amiro CMS - Free