Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации 
Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»



МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ
П Л Я С

РУССКАЯ ПЛЯСКА


БСЭ (цитаты):

   Русская пляска, вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором. 

Пляски-импровизации 

   Наряду с хороводами, большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей. 
   Пляскам-импровизациям парни и девушки "учатся" с малых лет. Они с увлечением наблюдают за тем, как пляшут старшие, порой выезжают за десятки километров посмотреть на уже известных танцоров, часами увлеченно "работают" над новыми "коленцами". Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие - отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов. 
Соревнуясь в пляске, молодежь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами. Например, традиционная пляска "Рязаночка": 
...На середине круга две девушки. Сначала они идут по кругу, обходя весь собравшийся народ и важно 
поглядывая на всех, потом, притопывая то правой, то левой ногой, встречаются. Вот они обошли друг друга со спины, одна вернулась на свое место, а другая, притопнув каблучками и задробив мелко ногами, опять пошла по кругу, поводя руками то вправо, то влево, задорно поглядывая на окружающих. Снова подошла к подружке, подняв голову, отбила каблучками и носками дробь и высоко, звонко запела: 

Я "Рязаночку" плясала, 
Опустила глазки вниз. 
Мне подруженька сказала: 
"Тебя любит гармонист!" 

   Затем, тряхнув головой, она мелкой дробью пробежала по кругу и встала на свое место, повернувшись лицом к стоящей против нее подружке.Теперь другая девушка, притопнув "в три ноги", пошла по кругу, поводя плечами. Красивая, статная, она остановилась около своей подруги и как бы исподтишка начинала частушку: 
Не хотела я плясать, 
Стояла, стеснялася. 
А гармошка заиграла, 
Я не удержалася... 

   Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями. 
Игровые танцы 

   Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы ("метелица", "пурга"), либо о каких-либо животных или птицах ("Бычок", "Дергач", "Медведь"). Вспомните, у И.С.Тургенева: "Плясал Иван удивительно - особенно "Рыбку". Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга - да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь - да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит...". 

   Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера. 
Без образа нет танца. Если не возникает хореографический образ, остается набор движений, в лучшем случае иллюстрация события.Для народного танца типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Конечно, танцоры пользуются элементами,имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Но это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка. 
   Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных. 

Русский народный костюм 

   В воплощении народного танца большое значение имеют сценические костюмы. 
   Сценический костюм создается на основе народного, но, конечно, облегчается настолько, чтобы танцору было удобно двигаться. 
   Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок. 
   Русские национальные костюмы очень разнообразны. Не только каждая область, но часто даже отдельный район отличается особенным сочетанием красок, покроем сарафана, формой головного убора, своеобразными узорами. В старину девушки долгие годы готовили себе праздничную одежду, украшали узорами сарафан, кокошник, вышивали рубашки и кофты. Богатый костюм, в который было вложено много труда, переходил по наследству от матери к дочери. 
   Парни одевались тоже нарядно (вышитые разноцветные рубахи, красивые тканые пояса). 
   Для девичьего костюма типичен сарафан. Его носили и на Севере, и в средне-русских и южных областях. Девичьи прически и головные уборы заметно отличались от женских. Девушки заплетали волосы в одну косу, носили на голове ленты и различные повязки. 
   Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки - косоворотки (разрез воротника не на середине груди, а сбоку). Косоворотка не имела пошивного ворота-стойки: ворот и разрез просто обшивались узкой полоской кумача. Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками. Позже стали шить гладкие штаны темного цвета. 



http://www.unn.ru/garmonia/Napravlenia/Russia3.htm 
Нижегородский Гос. Университет

ГоловнаяСсылкиКарта сайта


Работает на Amiro CMS - Free