Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации 
Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»



МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ
П Л Я С

ХЛОПКИ, УДАРЫ И ХЛОПУШКИ

ВВЕДЕНИЕ


   Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею — он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков—построений. 
   Народный танец, один из древнейших видов народного искусства. Народный танец складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Народный танец - неотъемлемая часть народных обрядов и празднеств. 
   Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). 
   Русский народный танец неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой. 
“Искусство начинается тогда,—писал в своих “Письмах без адреса” Г. В. Плеханов,—когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им под влиянием окружающей его действительности, и придает им известное образное выражение”. 
   Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. В истории русского народа можно выделить, правда, весьма условно, несколько периодов и проследить по ним состояние народного танца. 
   Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении лирических, свадебных, героических, плясовых, хороводных, игровых песен и т. д., создал также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. Красочные хороводы, мудреные кадрили, виртуозные пляски солистов, лихие переплясы, целомудренные парные пляски и т. д. говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. 
   В данной работе основываясь на труды таких знаменитых мастеров хореографического искусства как: Климов А., Ткаченко Т.С., Зацепина К. и многих др., я попытался рассказать, как правильно от простого к сложному изучать “хлопушки”. Приведенные в данной работе примеры взяты из книги А. Климова “Основы русского народного танца”. 

“Хлопки”, “Удары”, “Хлопушки” 

   Для русской народной пляски исстари характерен ударный звуковой аккомпанемент: бубен, трещотка, трензель, колотушка, рубель, ложки и разного рода хлопки в ладоши, называемые летописцами “битием в долони” (ладони.—А. К.), “рукоплесканием”. “Не поет, так свищет, не пляшет, так прихлопывает”, — говорится в народной поговорке о хлопках. Но кроме хлопков в ладоши в русской пляске существовали еще различные удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога и т. д. В старину это называли “плесканием”. “В летописных изображениях плясок,— пишет К. Голейзовский,-встречается термин, похожий на “рукоплескание”, — “плескание”. Само собой разумеется, если бы оно не отличалось от “битья в ладони”, оно не получило бы у летописцев самостоятельного названия. “Плескание” характеризует не столько рукоплескание, сколько удары ладонью по телу” “. Со временем хлопки в ладони, соединившись с “плесканием”, достигли виртуозного характера и из аккомпанемента превратились в существенную часть самой пляски, главным образом мужской, и получили название “хлопушки”. “Хлопушки” являются одним из основных и. очень распространенных элементов русского народного танца. Они состоят из различного количества и разнообразных сочетаний из хлопков и ударов. «Хлопок делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар —

Рис. 1. “Хлопушки”

ладонью по голенищу, бедру или подошве и т. д. Хлопок и удар выполняются на сильную или слабую долю такта. При выполнении “хлопушек” как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь при этом крепкой и напряженной. При исполнении “хлопушек” локти отведены от корпуса, после удара или хлопка руки быстро и “ широко разводятся в стороны, локти не должны быть “привязаны” к корпусу, они не прикасаются к нему. 
   “Хлопушки” сложны по исполнению, богаты и разнообразны по ритмическому орнаменту. Исполняются они сильно, четко, в среднем и быстром темпах. Они хорошо сочетаются и комбинируются почти со всеми элементами русского танца. 
Хотя “хлопушки” в основном характерны для мужской пляски, в некоторых плясках, например в саратовской “Карачанке”и ряде волжских кадрилей, “хлопушки” встречаются и у девушек. Исполняются они в таком случае в паре с парнем или с девушкой (рис.1). “Хлопушки”, исполняемые девушками, мягче, тише, медленнее, чем у парней. Интересно, что мягкость девичьего исполнения “хлопушек” передается парню, и его лихой жест смягчается.

1) Одинарные хлопки и удары — фиксирующие.

Рис. 2. “Хлопки - фиксирующие”
Рис. 3. “Удар по бедру”

а) Хлопок перед собой (рис. 2,а)
Движение занимает 1/2 такта.
   Исходное положение ног — 1-е свободное. Руки — в 3-м основном положении.
“-Раз” — хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.
“И”—руки раскрываются от локтя в стороны в 3-е основное положение.
б) Хлопок перед собой — с движением рук сверху вниз и снизу вверх (рис. 2,б).
Движение занимает 1/2 такта.
   Исходное положение ног—1-е свободное. Руки - в 3-м основном положении.
“И” (затакт) — обе руки, одновременно сгибаясь в локтях, стремительно поднимаются вверх и описывают каждая небольшой полукруг.
“Раз” — после короткого резкого хлопка на уровне подбородка руки стремительно раскрываются в исходное положение. Пальцы при хлопке собраны и направлены вперед. Голова в момент хлопка может слегка наклоняться вперед, а при возвращении рук в исходное положение подниматься.
  Такой же резкий, короткий хлопок перед собой на уровне подбородка можно делать и при движении рук снизу вверх: обе руки, одновременно сгибаясь в локтях, стремительно опускаются вниз и, описывая каждая небольшой полукруг, делают хлопок.
в) Хлопок сзади (рис.2,в)
Движение занимает 1/2 такта.
   Исходное положение ног—1-е свободное. Руки—в 3-м основном положении. “Раз” — обе руки, сгибаясь в локтях и слегка опускаясь, делают хлопок сзади корпуса. “И”— обе руки возвращаются в исходное положение.
г) Удар по бедру (рис.3)
Движение занимает 1/2 такта.
   Исходное положение ног—1-е прямое. Руки—в подготовительном положении.
“Раз” — после небольшого подскока на обеих ногах левая через низкие полупальцы опускается на всю стопу, а правая, согнутая в колене, с вытянутой стопой поднимается в прямом положении вперед. Одновременно с подскоком правая рука, сгибаясь в локте, поднимается от локтя вверх; пальцы свободно собраны, ладонь направлена вперед.
“И” — короткий резкий удар сверху ладонью правой руки по верхней части бедра. После удара рука, согнутая в локте, резко отскакивает вверх.
При продолжении движения делается перескок на правую ногу, а удар по бедру выполняется левой рукой. Правая рука при этом возвращается в исходное положение.
Фиксирующий удар по бедру можно выполнять и без подскока.
д) Удары по голенищу сапога (рис.4;5;6)
Движение занимает 2 такта.
Исходное положение ног — 1-е свободное. Руки — в 3-м основном положении.
Первый такт
“Раз”— после небольшого подскока на обеих ногах левая, при-согнутая в колене, через низкие полупальцы опускается на всю
стопу, а правая, согнутая в колене, с вытянутой стопой поднимается в открытом положении вперед.
“И” — левая рука ударяет ладонью по голенищу сапога правой ноги


Рис. 4. “Удары по голенищу сапога”

и резко возвращается обратно в исходное положение. Корпус и голова при ударе слегка наклоняются влево; взгляд направлен на ладонь левой руки. 
“Два”— подскок на всей стопе левой ноги с присогнутым коленом. Правая, оставаясь согнутой в колене, переводится с вытянутой стопой от колена назад-вправо, в закрытое положение. 
“И”— правая рука ударяет ладонью по голенищу сапога правой ноги у щиколотки и резко поднимается вверх. Корпус и голова при ударе слегка наклоняются вправо; взгляд направлен на кисть правой руки. 
Второй такт 
“Раз”— подскок на всей стопе левой ноги с присогнутым коле- 
ном. Правая, оставаясь согнутой в колене, переводится от колена вперед в открытое положение. В момент подскока корпус и голова поворачиваются вправо. Левая рука закрывается в 1-е положение. 
“И” — правая рука ударяет тыльной стороной ладони по голенищу сапога правой ноги и поднимается перед собой на уровне груди; пальцы свободно собраны, ладонь повернута к себе-вверх. В момент удара корпус сохраняет то же положение, а голова слегка опускается; взгляд направлен на кисть правой руки. 
“Два”— подскок на всей стопе левой ноги с присогнутым коленом.


Рис. 5. “Удары по голенищам сапог”

   Правая нога и правая рука остаются в прежнем положении. 
“И”—правая нога опускается на пол в 1-е свободное положение, чуть впереди левой. Руки раскрываются в исходное положение. Голова поднимается, взгляд направлен прямо. 
   Мы объединили в одно примерное движение три различных фиксирующих удара по голенищу сапога одной ноги. Все фиксирующие удары могут выполняться в любой последовательности и в любом количестве, как по одной, так и по другой ноге. Фиксирующих ударов много, они очень разнообразны по своему выполнению, например: 
1) правая рука из 3-го основного положения ударяет сверху по голенищу сапога правой ноги, вытянутой вперед и поднятой не ниже 90°. По голенищу сапога правой ноги, находящейся в том же положении, может ударить ладонью из 3-го основного положения и левая рука (рис.4); 
2) поочередно или одновременно ударяют ладонями то по внутренним, то по внешним сторонам голенищ обеих ног, согнутых в коленях, находящихся вначале во 2-м свободном, а затем во 2-м положении носками внутрь, или по голенищам сапог скрещенных ног (рис.5);


Рис. 6. “Удары об пол”

3) левая рука из 3-го основного положения ударяет ладонью по щиколотке правой ноги, согнутой в колене и поднятой назад (рис.6); 
4) поочередные или одновременные удары ладонями об пол перед собой или сбоку. Ноги при этом согнуты в коленях (рис.6). Существуют и другие фиксирующие удары. 
2) Одинарные хлопки и удары — скользящие 
а) Хлопки (рис.7) 
Существует несколько видов исполнения скользящего хлопка:


Рис. 7. “Хлопки - скользящие”

Существует несколько видов исполнения скользящего хлопка:
1) Из 3-го основного положения одна рука, вытянутая в локте, описав большой полукруг над головой, делает ладонью хлопок по ладони другой руки, находящейся в 3-м основном положении и, продолжая движение вниз по кругу, возвращается в исходное положение. 
2) Из З-то основного положения одна рука движется перед корпусом по направлению к ладони другой руки, находящейся в 3-м- основном положении; движение руки — к себе, к плечу; локоть слегка присогнут; после хлопка работающая рука, сгибаясь в локте, останавливается над плечом разноименной руки ладонью вниз. 
3) Левая рука, слегка присогнутая в локте, раскрыта в сторону. Правая, согнутая в локте, находится над левым плечом; ладонь повернута вниз. Правая, стремительно двигаясь по направлению к ладони левой — от себя, от плеча, — делает хлопок, после которого обе руки приходят в 3-е основное положение. 
4) Левая рука находится в подготовительном положении, правая, присогнутая в локте, поднята вверх чуть впереди корпуса. Обе руки одновременно начинают движение навстречу друг другу, делают скользящий хлопок примерно на уровне груди и, продолжая движение, расходятся и меняются местами — левая поднимается вверх, правая опускается в подготовительное положение.


Рис. 7. “Удары по бедру”
Рис. 8. “Удары по бедрам”
Рис. 9. “Удары по голенищу сапога”

б) Удары по бедру — к себе и от себя (рис.7) 
Движение занимает 1 такт. 
   Исходное положение ног — 1-е свободное. Руки — в 3-м основном положении. 
“И” (затакт) — правая нога, сгибаясь в колене, поднимается перед корпусом с вытянутой стопой вверх. 
“Раз” - правая рука, стремительно опускаясь, делает ладонью резкий скользящий удар к себе по правой ноге выше колена и, продолжает движение, сгибаясь в локте, поднимается над левым плечом, ладонью вниз. Голова слегка поворачивается вправо. 
“И” - пауза. 
“Два” - правая рука, стремительно опускаясь, делает с плеча резкий скользящий удар ладонью от себя по бедру правой ноги и, продолжая движение, открывается в исходное положение. Одновременно с началом движения руки голова слегка опускается и после удара, резко поднимаясь, поворачивается вслед за правой рукой; взгляд сопровождает движение кисти. 
“И” - правая нога опускается в первое свободное положение. 
Существуют и другие разнообразные удары по бедру, например: 
1) согнутые в локтях руки, находящиеся перед корпусом, стремительно опускаясь вниз, одновременно делают удар по правой и левой сторонам бедра приподнятой правой ноги; 
2) руки, находящиеся в 3-м положении, начинают движение, одновременно делают удар по бедрам и, продолжая движение навстречу друг другу, останавливаются перед корпусом или, продолжая движение, описывают каждая круг и возвращаются в исходное положение. Ноги, согнутые в коленях, находятся во 2-м свободном положении (рис.8). 
в) Удары по голенищу сапога — к себе и от себя (рис.9) 
Движение занимает 1 такт. 
   Исходное положение ног — 1-е свободное. Руки — в 3-м основном положении. 
“И” (затакт) — одновременно с расслаблением колена левой ноги правая, вытянутая в колене и стопе, поднимается немного вправо не выше 45°. Корпус и голова тоже поворачиваются вправо. 
“Раз”— правая рука, стремительно опускаясь, делает ладонью резкий скользящий удар к себе по голенищу сапога правой ноги сверху и, продолжая движение, сгибается в локте и останавливается на уровне груди, ближе к левому плечу, ладонью к себе-вверх. Нога, как бы остановленная этим ударом, опускается на пол на всю стопу или на ребро каблука; колено остается вытянутым. Корпус слегка наклоняется к ноге. Центр тяжести находится на полусогнутой левой ноге. “И”— правая нога поднимается вправо не выше 45°. 
“Два” — правая рука, стремительно опускаясь, делает с плеча резкий скользящий удар ладонью наотмашь от себя по голенищу сапога правой ноги сверху и, продолжая движение, открывается в исходное положение. Нога опускается на пол на всю стопу или на ребро каблука. Корпус сохраняет небольшой наклон. Центр тяжести находится на полусогнутой левой, ноге. 
“И” — пауза. 
Существуют и другие разнообразные удары по голенищу сапога, например:
1) из 3-го положения правая рука делает удар к себе или от себя — от плеча по голенищу сапога правой ноги. Нога, вытянутая в колене, находится на полу на всей стопе или на ребре каблука. Корпус повернут вправо и сильно наклонен к правой ноге. По правой ноге, находящейся в этом положении, может делать удар к-себе и от себя и левая рука (рис.9,б); 
2) руки, находящиеся в 3-м положении, одновременно делают удар по правой и левой сторонам голенища сапога правой ноги, находящейся на полу на всей стопе или на ребре каблука. Корпус повернут вправо и сильно наклонен к правой ноге (рис.10).


Рис. 10. “Удары по голенищу сапога”
Рис. 11. “Удары по подошве сапога”

г) Удары по подошве сапога (рис. 11)
Движение занимает 1 такт. 
   Исходное положение ног—1-е свободное. Руки—в 3-м основном положении. 
“Раз” — с небольшого подскока на обеих ногах правая через низкие полупальцы опускается на всю стопу с присогнутым коле ном. Левая, согнутая в колене, поднимается в открытом положении с “сокращенной” стопой впереди корпуса. Одновременно с подскоком корпус и голова наклоняются вправо; взгляд направлен на подошву сапога левой ноги. 
“И” — правая рука делает резкий скользящий удар ладонью по подошве сапога левой ноги снизу вверх и, продолжая движение вверх, возвращается по кругу в исходное положение. 
“Два” — перескок на левую ногу с присогнутым коленом. Правая, согнутая в колене, поднимается в открытом положении с “сокращенной” стопой впереди корпуса. Одновременно с перескоком корпус и голова наклоняются влево; взгляд направлен на подошву сапога правой ноги. 
“И” — левая рука делает резкий скользящий удар по подошве сапога правой ноги и возвращается в исходное положение.


Рис. 12. “Удары по носку сапога”
Рис. 13. “Хлопок и удар по бедру”

д) Удары по носку сапога (рис. 12)
Движение занимает 1 такт. 
   Исходное положение ног — 1-е свободное. Руки — в 3-м основном положении. 
“И” (затакт) — одновременно с сгибанием колена левой ноги правая, вытянутая в колене, с “сокращенной” стопой ставится в свободном положении на пол на ребро каблука впереди левой. Корпус наклоняется к правой ноге. 
“Раз” — правая рука, опускаясь, делает пальцами скользящий удар к себе и, продолжая движение, сгибается в локте и останавливается на уровне груди, ближе к плечу, ладонь повернута к себе-вверх. Корпус, поворачиваясь вправо, наклоняется к ноге. Центр тяжести находится на полусогнутой левой ноге. 
“И” — пауза. 
“Два” — правая рука, опускаясь, делает с плеча скользящий удар пальцами тыльной стороны кисти от себя по носку сапога правой ноги и, продолжая движение, открывается в исходное положение. 
“И” — правая нога возвращается в исходное положение, корпус выпрямляется. 
   Иногда удары пальцами исполняются мягко, с “фасоном”. Движение руки в этом случае влево и вправо небольшое и проходит возле носка. Другая рука находится в 3-м или 1-м основном положении. 
   Некоторые фиксирующие и скользящие удары могут исполняться не только ладонью, но и ее тыльной стороной. В этом случае они исполняются несколько мягче. Все одинарные хлопки и удары, как фиксирующие, так и скользящие, исполняются не только на сильную, но и на слабую долю такта. Фиксирующие удары исполняются мягче, чем скользящие, но они не менее выразительны. 
3) Двойные (сдвоенные) хлопки и удары 
   Движение состоит из различных сочетаний фиксирующих и скользящих одинарных хлопков и ударов. Оно занимает 1/2 такта и исполняется всегда в быстром темпе. Чаще всего первый хлопок или удар исполняется на затакт, второй — на сильную долю тактд. Сочетания, состоящие только из скользящих хлопков и ударов, встречаются в пляске чаще, чем сочетания, состоящие только из фиксирующих хлопков и ударов. Фиксирующие и скользящие хлопки и удары соединяются очень редко. Фиксирующие хлопки чаще сочетаются с фиксирующими хлопками, например: два хлопка перед собой или один хлопок перед собой, другой — сзади. Скользящие хлопки сочетаются со скользящими, например: два скользящих хлопка перед собой. Удары чаще сочетаются с ударами, например: скользящий удар правой и скользящий удар левой руками по голенищу сапога одной ноги или фиксирующие удары правой и левой руками по двум голенищам сапог с внутренней или внешней стороны. Ноги находятся во 2-м свободном положении. 
   Все скользящие хлопки и удары соединяются между собой в любом сочетании. 
а) Хлопок и удар по бедру (рис. 13) 
   Исходное положение ног —1-е свободное. Руки—в 3-м основном положении. 
“И” (затакт) — правая рука описывает большой полукруг вверх, делает скользящий хлопок сверху вниз о ладонь левой руки, открытой в сторону, и продолжает движение по кругу вниз. Правая или левая нога, согнутая в колене, поднимается с вытянутой стопой вперед. 
“Раз” — правая рука, продолжая движение, делает ладонью скользящий удар по верхней части бедра правой или левой ноги, затем возвращается в исходное положение. 
“И” — нога опускается в исходное положение.


Рис. 14. “Два удара по бедру” 

 б) Два удара по бедру (рис. 14) 
   Исходное положение ног—1-е свободное. Правая рука—в 3-м основном положении, левая, согнутая в локте,— перед собой, локоть направлен вперед, ладонь, повернутая от себя-вниз, находится над правым плечом. Корпус слегка повернут вправо, а голова направлена прямо. 
“И” (затакт) — одновременно со стремительным движением обеих рук вниз-влево левая нога, согнутая в колене, поднимается с вытянутой стопой в прямом положении вперед. Левая рука делает ладонью скользящий удар по верхней части бедра левой ноги и продолжает движение в сторону. 
“Раз”— продолжая движение, левая рука приходит в 3-е основное положение, правая сгибается в локте, делает скользящий удар ладонью по бедру левой ноги и, продолжая движение, останавливается перед корпусом; ладонь находится над левым плечом. Корпус слегка поворачивается влево, голова — вправо. 
“И”—левая нога опускается в 1-е свободное положение, немного впереди правой.


Рис. 15. “Хлопок и удар по голенищу сапога”

в) Хлопок и удар по голенищу сапога (рис. 15)
   Исходное положение ног—1-е свободное. Руки—в 3-м основном положении. 
“И” (затакт) — правая рука описывает большой полукруг вверх, делает хлопок сверху вниз о ладонь левой руки, открытой в сторону, и продолжает движение по кругу вниз. Вытянутая правая нога поднимается вправо не выше 45°. Левая слегка сгибается в колене. Одновременно с движением руки и ноги корпус и голова также поворачиваются вправо. 
“Раз”— правая рука, продолжая движение, делает ладонью скользящий удар по голенищу сапога правой ноги и возвращается в исходное положение. 
“И” — правая нога опускается на пол на всю стопу или на каблук. Левая нога не меняет положения. Центр тяжести находится на левой ноге. Корпус повернут вправо и слегка наклонен к правой ноге. Взгляд направлен на правую ногу или прямо перед собой. 
г) Два удара по голенищу сапога (рис. 16) 
   Исходное положение ног — 2-е свободное. Правая рука — в 3-м основном положении, левая, согнутая в локте,— перед собой, локоть направлен вперед, ладонь, повернутая от себя вниз, находится над правым плечом. Корпус слегка повернут вправо, голова — слегка влево. 
“И” (затакт) — одновременно со стремительным движением обеих рук перед собой влево правая нога поднимается чуть влево не ниже 90° и, продолжая подниматься, описывает полукруг, двигаясь вправо. Левая рука делает ладонью скользящий удар от себя по голенищу сапога правой ноги в тот момент, когда она находится прямо перед


Рис.16. “Два удара по голенищу сапога”
Рис.17. “Скользящие хлопок и два удара по бедру”

корпусом. После удара нога продолжает движение вправо. Голова поворачивается вправо, следуя за движением ноги, взгляд направлен на носок. 
“Раз” — правая рука делает ладонью скользящий удар по голенищу сапога правой ноги в тот момент, когда она находится чуть правее корпуса, и продолжает свое движение вправо. После удара левая рука приходит в 3-е основное положение, а правая сгибается в локте и останавливается перед корпусом; ладонь, повернутая к себе, находится у левого плеча. “И” — правая нога с вытянутым коленом опускается на пол на всю стопу или на ребро каблука справа от корпуса, одновременно с этим левая нога сгибается в колене. Корпус правым плечом наклоняется к правой ноге. Центр тяжести находится на левой ноге. Взгляд направлен на носок правой ноги или перед собой. 
4) Тройные (строенные) хлопки и удары 
   Тройной удар, как уже говорилось выше, очень характерен для русского танца. Встречается он и в “хлопушках”. 
Это движение чаще всего состоит из сочетания скользящего хлопка и двух скользящих ударов, которые выполняются также на 1/2 такта. Хлопок и один удар выполняются на затакт, а второй удар — на сильную долю такта. Движение исполняется резко и всегда в быстром темпе. Фиксирующие хлопки и удары в движении встречаются редко. 
а) Скользящие хлопок и два удара по бедру (рис. 17) 
   Исходное положение ног — 1-е свободное. Руки согнуты в локтях и направлены вперед, правая на уровне груди, а левая чуть выше плеча. Пальцы рук свободны, ладони повернуты друг к другу. 
“И” (затакт) — обе руки одновременно начинают движение навстречу друг другу, делают скользящий хлопок примерно на уровне груди и продолжают движение: левая к бедру правой ноги, а правая вверх. При хлопке локти разведены в стороны. Одновременно с началом движения рук правая нога, согнутая в колене, поднимается с вытянутой стопой в прямом положении вперед. Голова опускается вниз; в момент хлопка взгляд направлен на кисти рук. Затем левая рука делает скользящий удар ладонью по верхней части бедра правой ноги и движется влево. Правая рука стремительно опускается вниз. 
“Раз”— правая рука делает ладонью резкий скользящий удар по верхней части бедра правой ноги и движется вправо. Голова поднимается. Обе руки приходят в 3-е основное положение. 
“И” — правая нога спокойно опускается на пол в исходное положение.


Рис. 18. “Скользящие хлопок и два удара по голенищам сапог”

б) Скользящие хлопок и два удара по голенищам сапог (рис. 18)
   Исходное положение ног — 2-е свободное. Руки — в 3-м основном положении. 
“И” (затакт) — одновременно с сильным наклоном корпуса от талии вперед руки отводятся: правая слегка назад, а левая слегка вперед — и, стремительно сближаясь, делают скользящий хлопок. Колени обеих ног при этом либо вытянуты, либо присогнуты. Затем левая рука, продолжая движение, делает ладонью скользящий удар по голенищу сапога левой ноги и начинает движение влево. Правая рука после удара левой стремительно возвращается к правой ноге. 
“Раз” — правая рука делает ладонью резкий скользящий удар по голенищу сапога правой ноги и начинает движение вправо. Одновременно с возвращением рук в исходное положение корпус мягко выпрямляется. Ноги в коленях вытягиваются. 
в) Скользящие хлопок и два удара по голенищу сапога (рис. 19) 
   Исходное положение ног — левая согнута в колене, правая с вытянутым коленом находится на всей стопе или на ребре каблука впереди левой и направлена слегка вправо. Руки — в 3-м основном положении. Корпус и голова направлены слегка вправо. 
“И” (затакт)—одновременно с сильным наклоном корпуса от талии к правой ноге руки начинают движение: правая, как бы описывая четверть круга сверху вниз, доходит до колена правой ноги, а левая, как бы описывая четверть круга перед собой, оказывается на уровне носка правой ноги — и, стремительно сближаясь, делают


Рис. 19. “Скользящие хлопок и два удара по голенищу сапога”

скользящий хлопок перед корпусом. Правая рука продолжает движение вверх, а левая, продолжая движение, делает ладонью скользящий удар по голенищу сапога правой ноги и начинает движение влево. Правая рука стремительно опускается вниз. 
“Раз”— правая рука делает ладонью резкий скользящий удар по голенищу сапога правой ноги и начинает движение вправо. Продолжая движение, обе руки приходят в 3-е основное положение. Корпус и голова выпрямляются. 
   Все описанные двойные и тройные скользящие хлопки и удары могут исполняться несколько раз подряд или перемежаться с двумя одинарными фиксирующими или скользящими хлопками. В таком случае движение занимает 1 такт. Хлопки выполняются на вторую половину такта перед собой или справа или слева от корпуса. 
   Двойные и тройные удары могут состоять как из одних хлопков и ударов, так и из различных сочетаний с дробными движениями — притопами, пристуками, например: два скользящих удара по бедру и притоп той же ногой и т. д. 
   Очень важно научиться правильно делать хлопки и удары и по-русски исполнять различные “хлопушки”. Из одинарных, двойных и тройных хлопков и ударов в дальнейшем составляются виртуозные хлопушечные комбинации, строятся целые пляски, как, например, старинная русская мужская пляска “Плескачи” или “Плескач”. 

Арис Дублт

ГоловнаяСсылкиКарта сайта


Работает на Amiro CMS - Free