ЗАБАВЫ МОЛОДЦОВ ВЕСЁЛЫХ УДАЛЬЦОВ
Методическое пособие
Печатное приложение к видеофильму по традиционным мужским играм и развлечениям
Игры на кассете были представлены преподавателями из разных регионов России,
прибывшими на семинар с целью обмена опытом, и поэтому не все игры казачьи,
хотя аналогичные игры встречаются и у казаков. Названия игр даются именно так,
как их называли педагоги, прибывшие на семинар. Неоценимую роль игры,
молодецких забав, их цели, задачи, историю вы можете узнать,
прочитав книги Игоря Морозова "Забавы вокруг печки", "Не робей, воробей",
"Женитьба добра молодца" и другие,
связанные с традиционными мужскими играми и развлечениями.
Парные забавы
1. Забавы с камнями
а) Камни небольшой величины, желательно плоские, кладутся на голову и на
внешнюю сторону ладони. Задача играющих — любым способом заставить соперника
выронить один из камней, при этом свои камни должны оставаться на месте.
Уронивший камень наказывается (получает кулаком в грудь).
Следует отметить, что если у кого-нибудь из игроков проявляется агрессивность
в любой игре, его тут же "наказывают" ударом плетки, на что он обязан ответить
"спасибо за науку", и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно
следят самые опытные, уважаемые игроки.
б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно
усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).
2. "Пинки". Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга
пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени
нанесет большее количество пинков сопернику.
3. "Фанера". Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или
нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В
зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается
проигравшим. Наказание — удар кулаком в грудь.
4. "Снять шапку". Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале
выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью,
расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот,
кто первый снимет с соперника головной убор.
5. "Вытолкнуть из круга" (с палкой). Играющие становятся в центр круга,
заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края — другой.
По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг.
Проигравшим считается тот, кто первым
окажется за кругом.
6. "Вырвать репу" (с палкой). Игроки садятся друг против друга, упираясь
ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не
вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет
соперника.
7. "Положить на спину" (с палкой). Игроки становятся спиной друг к другу.
Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается
оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим
считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.
8. "Бульдозер". Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра
заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не
отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто
первый оказывается за линией.
9. "Ладушки". Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем
поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно.
Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).
10. "Опуститься плавно". Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают
медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю.
Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на
землю.
11. "Столкнуть с места" (с палкой). Играющие становятся друг против друга
боком, ногой к ноге соперника, в руках — палка. Палку необходимо держать одной
рукой за конец, другой — в середине палки. По команде игроки пытаются
столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места,
хотя бы одной ногой.
Групповые забавы
12. "Падение с высоты на руки". Игроки выстраиваются в две шеренги перед
высоким трамплином, сооружением, деревом. Один из игроков стоит на высоте,
затем падает на руки игроков плашмя и по рукам проползая, кувыркаясь, падает
на землю и становится в шеренгу. В это время другой игрок повторяет падение на
руки. Игроки вначале держат руки, затем подставляют их уже только в полете
игрока. Далее падают с закрытыми глазами, спиной, падают, когда под местом
падения лежит один из игроков.
13. "Готовь кулаки". Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну
линию. Водящий выкрикивает: "Готовь кулаки!" Игроки отвечают: "На чьи боки?"
Водящий называет имя одного и игроков. Тот игрок, которого назвали пытается
убежать, а игроки — поймать и "намять бока" убегающему. Если игроку удалось
убежать, водящий остается прежний, ежели ему "намяли бока", то водящим
становится он.
14. "Колесо поймать" (с палками). Игроки делятся на две команды, между
командами расстояние приблизительно около пяти метров. В руках игроков —
палки. Задача каждой из команд — палками поймать брошенное в них деревянное
колесо размером сантиметров двадцать в диаметре, толщиной — около пяти
сантиметров, выпиленное из круглого дерева. Если команде это удается, то она
остается на месте и сама метает колесо в другую команду, если нет — то
отступает ровно на столько шагов, на сколько пролетает колесо, другая команда,
соответственно, подходит. Проигрывает та команда, которая, оттесняемая
соперником, дойдет до ограничительной черты, очерченной заранее каждой из
команд. Проигравшую команду обычно "наказывают" хворостиной или нагайкой.
15. "Прогон". Играющие очерчивают небольшой круг радиусом около полутора метров.
Затем кананием или считалкой выбирают водящего.
Водящий становится в центр круга с шапкой в руках (возможен другой
предмет). Остальные игроки, ставши по кругу, по команде бьют зипунами
(возможны фуфайка, телогрейка, желательно — без пуговиц) по водящему игроку
так, чтобы не дать ему возможность кинуть шапкой в игроков, и разбегаются.
Задача водящего — попасть шапкой в игрока, не выходя из круга. Если ему это
удается, то на его место становится тот, в кого он попал, если нет, то он
остается на месте. Если один из игроков водит три раза, его ставят в "прогон"
("прогон" — две шеренги игроков), наказывая. Наказуемый обязан дватри раза
(по уговору) пробежать, пройти, проползти посреди игроков. Игроки мешают ему
это сделать, ударяя его зипунами. Затем игра повторяется.
16. "В Мишуя" (с палкой). Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящему
завязывают глаза. Его выводят в центр круга. Игроки стоят по кругу. Водящий
начинает, бегая по кругу, размахивает палкой, стараясь осалить (ударить)
когонибудь из игроков. Игроки, уворачиваясь, стараются дотронуться, ударить
или свалить водящего. Кому это удается, у того дополнительно появляется "одна
жизнь". Ежели водящий осалил когонибудь из игроков, игрок становится водящим.
Ежели водящий осалил игрока, у которого в запасе "одна жизнь", то он опять
продолжает водить, а у игрока больше нет "жизни".
17. "Жук". Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящий становится
спиной к игрокам (обычно 34 игрока) и подставляет ладонь под ухо. Игроки
дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, чтобы он не
заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до
него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь. Если угадал
неверно, то все игроки бьют водящего, если верно — то водящим становится игрок,
которого угадал водящий.
18. "Пахотливый слон". Игроки разбиваются на четверки. Одна четверка —
водящая. Четверка спределяется так: одного игрока берут вдвоем под руки сбоку
и один игрок — за ноги сзади. Вся эта четверка, в зависимости от того, водит
она или убегает — догоняет или убегает, если водящая четверка догоняет
убегающую — то они меняются ролями и при этом та четверка. которую догнали,
кричит: "Ойёйёйёйёйёйёй, что же это делается!" Пространство игры
ограниченно произвольно.
19. "Устоять в паре". Играющие становятся спинами в паре друг к другу, руками
берутся под локоть. Задача каждой пары — устоять на ногах, а по возможности —
свалить другую пару, при этом рук не распуская. Количество пар не ограничено.
20. "Слепой щенок". Игроков делят на две команды. Одни "щенки", другие
"мамки". Ставят друг против друга. Каждая пара старается запомнить своего
партнера. Затем всем завязывают глаза. "Щенков" ставят на четвереньки, а
"мамок", немного поводив и запутав, отпускают. Пространство игры ограничивают.
Задача игроков, не произнося ни слова, найти своих партнеров на ощупь по
приметам. Те пары, которые не смогли найти друг друга за определенный отрезок
времени, "наказывают" нагайкой или хворостиной.
21. "Червячок". Кананием или считалкой выбирается водящий из группы до пяти
человек. Водящий ложится на землю, игроки — на него. Водящий обязан выползать
изпод игроков со словами: "Хочу к солнцу, хочу к свету!" Если водящий не
выполз — его "наказывают" нагайкой или хворостинкой. Далее игра повторяется
поочередно, или кананием, в зависимости от договоренности.
22. "Волки, охотники, волкодавы". Игроки делятся на две команды. Первая —
"волки", вторая — "охотники" и "волкодавы". Задача каждого из игроков,
находящихся в какойлибо команде, дотронуться первым до соперника. При этом, кто из
"волков" или "волкодавов" первый дотронулся, соперник превращается в "волка"
или в "волкодава". "Волки", дотронувшись до "охотников", только после третьего
раза имеют возможность превращать "охотников" в"волков" по правилам игры.
"Охотники", дотрагиваясь до "волков", превращают их в "волкодавов". Игра
основана на скорости и внимательности. По уговору стороны, "волки" и
"волкодавы", и которые в результате игры стали таковыми, разбегаются, чтобы
определиться, кто есть кто, и у кого сколько осталось игроков, а затем вновь
продолжают играть до полной победы одной из сторон, то есть все "волки" станут
"волкодавами" или наоборот, все "волкодавы" и "охотники" превратятся в
"волков". Для упрощения опознания можно применять головные уборы (скажем,
"волки" в головных уборах, "охотники" и "волкодавы" держат головные уборы в
руках; в случае "превращения" игрок либо одевает, либо снимает головной убор).
23. "Кетоврас". Игра в парах. Игрок ложится на землю на руки, другой сзади
берет его за ноги. Вторая пара проделывает то же и становятся друг напротив
друга. По команде пары сходятся, и соперники пытаются положить на землю
игрока, стоящего на руках. Проигрывает та пара, которая коснется земли первая.
24. "Кетоврасы". Игра, аналогичная игре "Кетоврас". Только в парах уже
участвуют команды. Победившей командой считается та, которая положит на землю
всех игроков команды соперника, а у самой останется хотя бы одна пара в
исходном положении.
25. "Пружина". Игроки делятся на две команды. Держась друг за друга руками,
команды пытаются перетянуть соперников на свою сторону. Побеждает тот, кому
удается перетянуть команду соперников на свою сторону.
26. "Вежа". Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.
Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно
переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное
движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу"
распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до
исходного положения.
27. "Передай другому". Игроки становятся в круг лицом внутрь. Один из игроков
дает подзатыльник другому, тот, пытаясь увернуться, не сходя с места, передает
подзатыльник следующему. И так — по всему кругу.
28. "Подзаборного". Игроки становятся в круг. В центре круга стоит игрок,
который находится в расслабленном состоянии, как бы пьяный. Игроки, перемещают
его по кругу руками, вращая, толкая его на противоположную сторону круга,
перекатывая. Игрок совершенно не напрягаясь, поддается движению, которое
придают ему игроки. Задача игроков, не уронив его, все время придавать ему
движение. Затем в круг становится другой игрок.
29. "Бег "волчком". Играющие берутся за руки под локоть спиной друг к другу.
Начинают вместе делать вращательные движения в одну или в другую сторону. Один
из игроков начинает осаливать их палкой. Задача бегущих "волчком" — ногами
отбивать удары. Играют от трех и более человек.
30. "Кроты". Очерчивается большой круг. Кананием выбирают водящего. Игрокам
завязывают глаза и сажают на четвереньки. Водящий, перемещаясь в кругу,
наносит удары под зад игрокам. Выходить из круга водящим запрещается. Если он
вышел — его хлестают нагайкой те, кто следит за правилами игры. Игроки должны
поймать водящего вслепую. Если им это удается, то они все щиплют, щекотят,
слегка бьют водящего. Далее водящим становится тот игрок, кто поймал водящего.
31. "В жута". Жут — веревка, у которой нет жесткого окончания, длиной примерно
сантиметров сорок. Вначале кананием или считалкой выбирается водящий.
Игроки садятся в круг на колени плотно друг к другу, водящий —
в центр круга, колени прикрывают одеждой.
Жут за спинами игроков. Водящий его не видит. Игроки стараются обмануть водящего,
по возможности бьют его по спине. Задача водящего — вырвать жут не поднимаясь.
Задача игроков — ударить и быстро передать жут другому игроку или спрятать его
за спиной. Если водящему удалось вырвать жут, на его место садится тот игрок,
у которого жут был вырван.
32. "Заинька серенький". Кананием или считалкой выбирают двухтрех водящих.
Игроки образуют круг. Водящие — в кругу. Под хоровод "Заинька серенький"
водящий начинает демонстрировать элементы пляски. По окончании хоровода
водящие пытаются вырваться из круга. Игроки им не дают. В том месте, где
водящий прорывается, игроки становятся водящими, а водящий — игроком. Тот, кто
побывал водящим более трех раз "наказывается", обычно хворостинкой или
плеткой. Далее игра повторяется.
33. "Достань ногой". Кананием или считалкой выбирается водящий, ему завязывают
глаза. Игроки сидят на земле. Водящий, не видя игроков, пытается достать их
ногой. Игроки, не вставая, уворачиваются. При этом они так же наносят удары из
сидячего положения ногами по водящему. Ежели водящий достал когонибудь из
игроков, тот становится на его место. Территория, на которой проводится игра,
обычно ограничивается.
34. "Устоять на дощечке". Игроки стоят в кругу. Посреди круга лежит дощечка
или другой плоский предмет. По сигналу все игроки пытаются встать на дощечку и
удержаться на ней более трех секунд. При этом другие игроки пытаются
вытолкнуть стоящего на дощечке игрока с нее и сами встать на дощечку.
Побеждает тот, кто простоит более трех секунд.
35. "Живой плетень". Игроки, положив руки на плечи друг другу, стоят плечом к плечу в одну линию.
По команде ложатся на землю и начинают движение вперед, лежа на животе.
Ползти должны ровно, чтобы ни один край не отставал.
Затем поднимаются, опускаются на спину и проползают на спине
назад. Затем на спине вперед. Руки при этом не отпускаются. Далее делают
кувырки по туловищу игроков поочередно. После этого встают (игру можно
усложнить).
36. "Гибкий мост". Играющие выстраиваются в одну линию, наклоняясь так, чтобы
спины были как можно ровнее. Один играющий сначала ползком проползает по
спинам игроков и становится в конце. Затем это проделывают все по очереди.
Далее начинают встречное движение навстречу друг другу ползком по спинам.
Далее все проходят на ногах по спинам в одном направлении по очереди, а также
навстречу друг другу. В случае падения игрока, который находился на спине,
"наказывают" плеткой или хворостиной.
Всевеликое Войско Донское
УстьМедведицкий казачий округ
Станица Березовская Волгоградской области
Директор Регионального центра Казачьей культуры
Галустов Евгений Анатольевич
За более подробной информацией обращаться по т: (84461) 54447.