Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации 
Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»



КАЗАЧЬИ ПЕСНИ

О ПЕСНЯХ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

   Песенное искусство донских казаков не так полно представлено в нотографии, описано и изучено. Первая публикация о казачьем песенном творчестве появилась в 1824 году -статья Сухорукова и Корниловича «Общежитие донских казаков в 17-18 ст.» с 5 казачьими песнями, гармонизованными Кольбе в альманахе «Русская старина». Среди публикаций 20 в. Следует отметить статью В.Самарцева «Хуторские игры и гульбища с Бузулука» в «Донских областных ведомостях» за 1903 год, № 120 от 7 июля; № 121 от 8 июля; статью Е.Савельева «Проводы казака» в тех же «Донских областных ведомостях» за 1904 год, № 161 от 25 июля, где были представлены тексты казачьих песен, исполняемых при проводах казака-новобранца.

   В 1936 году Сталинградским книжным издательством был выпущен сборник «Песни донских казаков», сост. И.Кравченко, под редакцией А.В.Швера. В 1937 году Московским книжным издательством выпускается сборник «Песни Донских и Кубанских казаков», сост. С.Богуславский и Н.Шилов, музгиз, 1937, 109 стр. В этом сборнике был представлен разножанровый материал: эпические, исторические, военно-бытовые, свадебные, лирические, плясовые, шуточные, частушки. В том же году Сталинградским книжным издательством выпускается второй сборник «Песни донских казаков», где наряду с уже традиционно публикуемыми жанрами появились и образцы детского фольклора.

   В послевоенные годы появляется первое крупное собрание донского песенного фольклора, которое представил в своём пятитомном труде «Песни донских казаков» (Москва-Ленинград, 1949-1954 гг.) Александр Михайлович Листопадов (1873 - 1949). Отечественная музыкальная фольклористика не знает другого издания, столь же широко представившего местную песенную культуру. На сегодняшний день этот труд остаётся самым крупным собранием русских народных песен с нотами.

   В обширной коллекции А.МЛистопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.

   Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод А.М.Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность. В своих исследовательских заметках собиратель сделал попытку описания особенностей структуры и лада, свойственных донскому музыкальному фольклору. Однако, это песенное собрание всё ещё недостаточно изучено как с текстологической стороны, так и со стороны музыкально-песенного анализа. Сравнительно недавно стали появляться статьи, посвященные как анализу наследия А.М.Листопадова, так и изучению современного бытования песенной традиции донских казаков. Среди таких работ следует отметить едва ли не единственный опыт критической оценки текстологической методики А.МЛистопадова книгу Б.М.Добровольского «Народная устная поэзия Дона». (Ростов-на-Дону, 1963 г.) Статья Т.Рудиченко «О песенной традиции родины А.М.Листопадова» посвящена впросу о многоголосии донской казачьей песни (сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных «Традиционное и современное народно-музыкальное искусство, вып. 29, Москва, 1976 г., 258 стр., стр. 205-226).

   Исследованию публикаций А.М Листопа-дова посвящен ряд журнальных статей. Среди них статьи И.Свиридовой «Песенные традиции Дона в публикациях А.М. Листо-падова» («Советская музыка», 1973, № 12). «Бытование народных песен. Современная песенная исполнительская культура. Дневник А.Листопадова». («Молодой гвардеец», 1967, №5).

   Среди сборников последних лет, посвящённых песенной донской казачьей традиции следует отметить такие как «Песни над Доном», составитель ИЛ.Рокачёв-Вёшенский (Ростов-на-Дону, книжное издательство, 1980г.), «Песни донских казаков, напетые А.И.Каргальским (записали и составили А.Мехнецов и В.Бахтин, Ленинград, «Советский композитор», 1976 г.), «Песни донских казаков», сост. Б.Екимов (Волгоград, Нижне-Волжское книжное издательство, 1982).

   Продолжается публикация статей, посвящённых описанию и исследованию народно-песенной традиции Дона (С.Миловский, «Песенные памятники Придонья» («Коммуна», 1979 г., от 23 октября, № 246), М.Астапенко, «Звучат старинные напевы» («Комсомолец», 1980 г., от 25 июня, № 122). Анализу слоговой музыкально-ритмической формы донских протяжных песен посвящена статья Т.Дигун (сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных «Традиционное и современное народно-музыкальное искусство», вып. 29, 1976 г.). В своей исследовательской работе на некоторые образцы традиционной донской казачьей песни опиралась Т.С.Бершадская в работе «Основные композиционные закономерности многоголосия русских народных крестьянских песен» под редакцией Х.С.Кушнарёва, Ленинград, Музгиз, 1961 г.

   В 60-е годы вышел коллективный сборник статей «Народная устная поэзия Дона», также посвящённый изучению донского казачьего фольклора (Ростов-на-Дону, 1963 г.). Среди фольклористов, изучающих песенные традиции Дона, непосредственно анализом и описанием местных стилей занимаются А.С.Кабанов, Т.Рудиченко.

   Гораздо более полно представлена история донского казачества, его формирования, расселения, описание быта и нравов казаков. Взгляд историков на возникновение казачества, начиная от Н.М.Карамзина и вплоть до наших дней, менялся, но большинство учёных признают его этнокультурную особенность.Вот как о формировании подобных казачеству социальных обществ говорит Ю.В.Бромлей: «Промежуточное положение между микроэтническими единицами и этносами занимают «субэтносы». Обычно их существование связано с осознанием групповых особенностей тех или иных компонентов культуры . Происхождение таких групп далеко не одинаково. В одних случаях это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основных этнических подразделений, в других - бывшие этнографические группы, осознавшие свою общность, в третьих -социальные общности, обладающие специфическими чертами культуры (например, донские казаки).» ( Бромлей Ю.В. «Современные проблемы этнографии», Москва ,1981 год.стр.48.)

   Из последних публикаций, рассказывающих об истории донского казачества, довольно интересной является монография А.А. Шенникова «Червлёный Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья 14-16 веков» (Ленинград, изд. «Наука», 1987 г.) В этой работе методами исторической географии исследуется район Среднего Подонья, предложена новая классификация хозяйственно-бытовых укладов, дана интересная трактовка возникновения и расселения донских казаков, деление их на этнические группы.

   В 80-е годы 20 века возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песенной традиции. Силами любителей и энтузиастов казачьей культуры, а также профессионалами-исследователями, фольклористами в музыкально-этнографических экспедициях ведется сбор, фиксация и изучение народнопесенного наследия донских казаков Волгоградской и Ростовской областей. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону стали образовываться молодежные фольклорные ансамбли. исполняющие традиционный казачий фольклор. Среди таких ансамблей следует отметить существующий более 10 лет мужской коллектив «Казачий круга (г. Москва), очень яркий и самобытный ансамбль «Станица» (г. Волгоград), ансамбли г. Ростова-на-Дону «Горница», «Вольница». Учителями таких коллективов стали аутентичные ансамбли станиц Усть-Бузулукской, Букановской, Голубинской, хуторов Яминского, Дурновского, Деминского Волгоградской области, хуторов и станиц Ростовской области, Краснодарского края.

   В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого много-векового развития явилось то ,что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и , отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.

   Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.

   В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.

   Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). Хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде, говорят об относительной сохранности этого пласта фольклора. В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе. Мы имеем лишь отрывочные сведения о существовании на Дону элементов земле-дельческо-календарной обрядности.

   В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Все эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия. В ряде мест, в том числе и в традиции донских казаков, «протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.

   Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

   На уровне содержания музыкального -большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная. В музыкальном содержании нашли воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры. Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции. Под этим понятием мы подразумеваем расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками - восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма. Таким образом, вторичная ритмическая композиция возникла в рамках исходной, сохранив её временную протяжённость, даже ритм слоговых . времён в незатронутых преобразованиями участках структуры. Первичная ритмическая композиция подспудно осталась в песне в качестве глубинной основы, выявить которую можно путём аналитических операций.

   Содержание тесно связано с общественно-бытовыми функциями, проявляющими себя полифункционально. С одной стороны, сохранение коллективной, исторической памяти. С другой стороны, это комплекс функций (гносеологическая, эстетическая, воспитательная), обеспечивающий устойчивый уровень эстетических и нравственных критериев общественного и семейного поведения. Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).

И.Н.Иванова

(Источник: Альманах «Русская традиционная культура»
выпуск «Казачьи песни»)


ГоловнаяСсылкиКарта сайта


Работает на Amiro CMS - Free